...
Вітаю Вас Гость | RSS
Головна | Реєстрація | Вхід
Головна » Файли » Kурсові та Дипломні роботи » філософія

Сенс свободи як однієї із загальнолюдських і національних цінностей (Дипломная работа)
10.04.2010, 19:43
Содержание
Введение.
Понимание свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей.
Глава 1. Философско-методологическое понимание свободы.
Глава 2. Понимание свободы с философской точки зрения.
2.1. Свобода в русской философии.
2.1.1. Проблемы свободы человеческой личности в творчестве Н. Бердяева.
2.1.2. Проблемы свободы в творчестве Н. Лосского.
2.1. Свобода в современной западной философии. Идеалы Исайи Берлина.
Глава 3. Педагогическое понимание свободы.
3.1.Развитие идеи свободного образования в западной педагогике.
3.1.1.У истоков идеи свободного образования.
3.1.2. Педагогика эпохи Возрождения.
3.1.3. Идеи свободного воспитания в творчестве педагогов Нового времени.
Принципы воспитания в педагогической деятельности Яна Коменского
Педагогические идеи Джона Локка.
Идеи Ж.Ж. Руссо.
Песталоцци и его последователи.
3.1.4. Свободное воспитание в западной педагогике с конца ХIХ в. до настоящего времени.
Общая характеристика новых школ
Педагогические воззрения Джона Дьюи.
Педагогическая деятельность М. Монтессори.
Рудольф Штейнер и вальдорфские школы.
3.2. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике.
3.2.1. Идеи свободного воспитания в XVIII - XIX вв.
Педагогическая деятельность И.И. Бецкого.
Проблемы свободного воспитания в первой половине XIX в.
Идеи обновления образования в творчестве Н.И. Пирогова.
Значение педагогической деятельности К.Д. Ушинского.
3.2.2. Новый этап движения за свободное воспитание.
Педагогические идеи Л.Н. Толстого.
Свободное воспитание в представлениях К.Н. Вентцеля
Разнообразие условий свободы в педагогических воззрениях С.И. Гессена.
3.2.3.Педагогика свободного воспитания в России ХХ в.
Шалва Амонашвили.
Симон Соловейчик.
Основные проблемы свободного воспитания на современном этапе.
Глава 4. Практическая часть.
5.1. «Смысл свободы как общечеловеческой и национальной ценности»
методические рекомендации по изучению проблемы:
5.1.1. Лекция для студентов «Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей».
5.1.2. Практическое занятие. «Педагогика свободы»: тенденции и противоречия».
5.2. Педагогический инструментарий к проведению занятий по теме «Смысл свободы как общечеловеческой и национальной ценности».
5.2.2.Социологические опросники.
5.2.3.Психологические опросники
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Приложение 1. Текст лекции
Приложение 2. Методические материалы к семинару.
Приложение 3. Тексты социологических опросников
Приложение 4. Тексты психологических опросников.

Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие «свобода», имеющее многовековую историю, представление о котором менялась, наполняясь новым содержанием по мере развития общества.
В соответствии с поставленными задачами, итогом исследования стали следующие выводы:
«Свобода – универсалия, т.е. общее понятие, культуры субъективного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания». В контексте европейской культуры доминирующим является, прежде всего, понимание свободы в аспекте свободы воли.
Таким образом, свобода большинством понимается как связанная с индивидуальным бытием личности, и тем самым, она концентрирует на себе субъективную систему ценностей. Взаимосвязь свободы в философии, культуре и педагогике при рассмотрении эволюции понимания данной категории очевидна. Педагогика как наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения неизбежно опирается на философское понимание свободы, которое является общепризнанным в историческом контексте развития культуры определенного общества на определенном этапе. «Культура понимается как универсальный способ самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего». В процессе этой самореализации формируется характерное для каждой эпохи понимание свободы и потребность в свободе как в возможности деятельности человека, его способности к самоопределению.
Были проанализированы основные теории и труды, касающиеся проблемы свободы и проведен сравнительный анализ данных теорий, выявлены ведущие тенденции развития данной проблемы.
Компоненты педагогического процесса анализируемых учений о свободном воспитании претерпели изменения в содержательном и процессуальном аспектах, что обусловлено объективными факторами различных исторических условий. Сущность динамики выразилась как в форме, так и в его содержании (в целеполагании, разработке методов и средств свободного воспитания, пред¬ставлениях о субъекте, разработке модели школы).
Сущность процесса свободного воспитания мож¬но представить как отсутствие целенаправленных влияний со стороны взрослого (внешняя цель отсутствует); создание условий для свободного развития личности (перераспределение внешних влияний, доставление материала ребенку для удовле¬творения его потребностей, защита прав ребенка и т.д.); формирование мотива и це¬ли деятельности ребенка на основе его жизненных потребностей и желаний. Процес¬су свободного воспитания присущи вариативность и неопределенность, обусловлен¬ные индивидуальными различиями воспитанников. Взаимодействие со взрослыми носит равноправный характер: управление заменяется сотрудничеством.
Теория свободного воспитания имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Процессы гуманизации, происходящие в настоящее время в системе образования, вы¬ливающиеся в практический опыт школ, работающих на основе принципов свобод¬ного выбора, самоопределения, самореализации детей, способствуют внедрению от¬дельных идей свободного воспитания в практику. Однако, как раньше, так и в на¬стоящее время, ставится под сомнение практическая реализация теории свободного воспитания. Ее сторонников обвиняют в бесплодных мечтаниях, излишнем педаго¬гическом романтизме, анархизме, крайнем индивидуализме. Исследователи находили и находят массу противоречий в теории свободного воспитания, объявляя ее псевдо¬научной. Но, тем не менее, опыт показывает, что идея свободного воспитания с ее ключевыми постулатами об уникальности каждого ребенка, важности любви воспи¬тателя к воспитанникам, необходимости свободного выбора и самоопределения становится вновь актуальной в условиях построения гуманной, личностно-ориентированной педагогики, важнейшим условием реализации которой является формирование гуманистического мировоззрения педагога. Гуманизации, гуманита¬ризации, демократизация современной российской системы образования отражает устойчивые тенденции дальнейшего развития феномена свободного воспитания. Пер¬спективы развития этого педагогического явления связаны, прежде всего, с разработ¬кой действующей концепции свободного воспитания, а также технологий внедрения ее в практику современной школы.
стор.141

Категорія: філософія | Додав: admin_vitalya
Переглядів: 271 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Меню сайту
Категорії
Право [179]
Психологія [200]
Педагогіка [140]
Економіка підприємства [36]
Бугалтерський облік [200]
Медицина [40]
культурологія релігія [76]
менеджмент_маркетинг [102]
міжнародні відносини [10]
соціологія [11]
політикономія_політологія [36]
програмування_інформатика [128]
філософія [63]
фінанси [156]
банківська справа [59]
інші [276]
Хмара тегів
Вхід на сайт
Пошук