Содержание Введение. Понимание свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей. Глава 1. Философско-методологическое понимание свободы. Глава 2. Понимание свободы с философской точки зрения. 2.1. Свобода в русской философии. 2.1.1. Проблемы свободы человеческой личности в творчестве Н. Бердяева. 2.1.2. Проблемы свободы в творчестве Н. Лосского. 2.1. Свобода в современной западной философии. Идеалы Исайи Берлина. Глава 3. Педагогическое понимание свободы. 3.1.Развитие идеи свободного образования в западной педагогике. 3.1.1.У истоков идеи свободного образования. 3.1.2. Педагогика эпохи Возрождения. 3.1.3. Идеи свободного воспитания в творчестве педагогов Нового времени. Принципы воспитания в педагогической деятельности Яна Коменского Педагогические идеи Джона Локка. Идеи Ж.Ж. Руссо. Песталоцци и его последователи. 3.1.4. Свободное воспитание в западной педагогике с конца ХIХ в. до настоящего времени. Общая характеристика новых школ Педагогические воззрения Джона Дьюи. Педагогическая деятельность М. Монтессори. Рудольф Штейнер и вальдорфские школы. 3.2. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике. 3.2.1. Идеи свободного воспитания в XVIII - XIX вв. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Проблемы свободного воспитания в первой половине XIX в. Идеи обновления образования в творчестве Н.И. Пирогова. Значение педагогической деятельности К.Д. Ушинского. 3.2.2. Новый этап движения за свободное воспитание. Педагогические идеи Л.Н. Толстого. Свободное воспитание в представлениях К.Н. Вентцеля Разнообразие условий свободы в педагогических воззрениях С.И. Гессена. 3.2.3.Педагогика свободного воспитания в России ХХ в. Шалва Амонашвили. Симон Соловейчик. Основные проблемы свободного воспитания на современном этапе. Глава 4. Практическая часть. 5.1. «Смысл свободы как общечеловеческой и национальной ценности» методические рекомендации по изучению проблемы: 5.1.1. Лекция для студентов «Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей». 5.1.2. Практическое занятие. «Педагогика свободы»: тенденции и противоречия». 5.2. Педагогический инструментарий к проведению занятий по теме «Смысл свободы как общечеловеческой и национальной ценности». 5.2.2.Социологические опросники. 5.2.3.Психологические опросники Заключение. Библиография. Приложение. Приложение 1. Текст лекции Приложение 2. Методические материалы к семинару. Приложение 3. Тексты социологических опросников Приложение 4. Тексты психологических опросников. Заключение Итак, мы рассмотрели понятие «свобода», имеющее многовековую историю, представление о котором менялась, наполняясь новым содержанием по мере развития общества. В соответствии с поставленными задачами, итогом исследования стали следующие выводы: «Свобода – универсалия, т.е. общее понятие, культуры субъективного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания». В контексте европейской культуры доминирующим является, прежде всего, понимание свободы в аспекте свободы воли. Таким образом, свобода большинством понимается как связанная с индивидуальным бытием личности, и тем самым, она концентрирует на себе субъективную систему ценностей. Взаимосвязь свободы в философии, культуре и педагогике при рассмотрении эволюции понимания данной категории очевидна. Педагогика как наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения неизбежно опирается на философское понимание свободы, которое является общепризнанным в историческом контексте развития культуры определенного общества на определенном этапе. «Культура понимается как универсальный способ самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего». В процессе этой самореализации формируется характерное для каждой эпохи понимание свободы и потребность в свободе как в возможности деятельности человека, его способности к самоопределению. Были проанализированы основные теории и труды, касающиеся проблемы свободы и проведен сравнительный анализ данных теорий, выявлены ведущие тенденции развития данной проблемы. Компоненты педагогического процесса анализируемых учений о свободном воспитании претерпели изменения в содержательном и процессуальном аспектах, что обусловлено объективными факторами различных исторических условий. Сущность динамики выразилась как в форме, так и в его содержании (в целеполагании, разработке методов и средств свободного воспитания, пред¬ставлениях о субъекте, разработке модели школы). Сущность процесса свободного воспитания мож¬но представить как отсутствие целенаправленных влияний со стороны взрослого (внешняя цель отсутствует); создание условий для свободного развития личности (перераспределение внешних влияний, доставление материала ребенку для удовле¬творения его потребностей, защита прав ребенка и т.д.); формирование мотива и це¬ли деятельности ребенка на основе его жизненных потребностей и желаний. Процес¬су свободного воспитания присущи вариативность и неопределенность, обусловлен¬ные индивидуальными различиями воспитанников. Взаимодействие со взрослыми носит равноправный характер: управление заменяется сотрудничеством. Теория свободного воспитания имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Процессы гуманизации, происходящие в настоящее время в системе образования, вы¬ливающиеся в практический опыт школ, работающих на основе принципов свобод¬ного выбора, самоопределения, самореализации детей, способствуют внедрению от¬дельных идей свободного воспитания в практику. Однако, как раньше, так и в на¬стоящее время, ставится под сомнение практическая реализация теории свободного воспитания. Ее сторонников обвиняют в бесплодных мечтаниях, излишнем педаго¬гическом романтизме, анархизме, крайнем индивидуализме. Исследователи находили и находят массу противоречий в теории свободного воспитания, объявляя ее псевдо¬научной. Но, тем не менее, опыт показывает, что идея свободного воспитания с ее ключевыми постулатами об уникальности каждого ребенка, важности любви воспи¬тателя к воспитанникам, необходимости свободного выбора и самоопределения становится вновь актуальной в условиях построения гуманной, личностно-ориентированной педагогики, важнейшим условием реализации которой является формирование гуманистического мировоззрения педагога. Гуманизации, гуманита¬ризации, демократизация современной российской системы образования отражает устойчивые тенденции дальнейшего развития феномена свободного воспитания. Пер¬спективы развития этого педагогического явления связаны, прежде всего, с разработ¬кой действующей концепции свободного воспитания, а также технологий внедрения ее в практику современной школы. стор.141 Замовити роботу
|