Оглавление. 1. Введение 2. Глава первая. Православный культ. 3. Глава вторая. Взаимодействие православия и культуры 4. Заключение 5. Список использованной литературы Заключение. По окончанию работы, автор пришел к следующим выводам. К настоящему времени в мире насчитывается 160 млн. по¬следователей этого течения христианства. К началу 1996 г. в России действовало 7195 объединений юрисдикции Москов¬ской патриархии и 164 старообрядческих объединения. Основу православного вероуче¬ния составляет Никео-Цареградский символ веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание кото¬рых является обязательным для каждого православного хри¬стианина. Он был утвержден Никейским (325 г.) и Константи¬нопольским (381 г.) Вселенскими церковными соборами. Священные книги. Главной священной книгой православ¬ных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на Ветхий завет - древнееврейские тексты, рас¬сматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа, и Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагаюшее суть христианского вероучения. Ветхий завет состо¬ит из 50 книг. Новый завет - из 27. Исторический язык Вет¬хого завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистиче¬ский греческий. Христианство восприняло "формы" языческой религии, поскольку "весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все "формы" в этом мире не заменить новыми, а наполнить но¬вым и истинным содержанием... Крещение водою, религиозная трапеза, помазание маслом - все эти основоположные религиоз¬ные акты церковь не выдумала, все они уже имелись в религиоз¬ном обиходе человечества. Христианская вера сформировала картину мира древнерус¬ского человека. В центре ее находились представления об от¬ношениях Бога и человека. В русскую культуру органично во¬шло представление о любви как о силе, доминирующей в жиз¬ни людей и в их отношениях с Богом и между собою. Влияние христианства на российскую культуру было чрез¬вычайно многосторонним. Заметим вклад православия в становление и развитие «грамотной» культуры, на формирование древне¬русской литературы. Христианство не только стимулировало становление древ¬нерусской письменности и литературы. Выдающиеся деятели православия внесли огромный вклад в обогащение культуры этноса, расширение сфер художественного творчества. Русская жизнь, русский быт были тесно связаны и с искусством, и с религией. Все это наполняло их высокой ду¬ховностью и целесообразностью, что проявлялось и в системе образования, и в семейных отношениях, и в проведении рус¬ских религиозных праздников. Ощущение — что «везде Христос» — было ос¬новой стабильности и миропорядка. Исчезновение его в созна¬нии людей и искусстве неизбежно вело к негативным последствиям, как для общества, так и для культуры. Ортодоксальная (православная) Церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например, сохранен принцип автокефалии — самостоятельности национальных церк¬вей. Всего их 15, особым влиянием пользуется Константино¬польская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская автокефалии. Формальное первенство принадлежит Константинопольскому патриарху. Православные церкви признают каноническими решения лишь первых семи Вселенских Соборов. В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу Отцу, и только от него признается схождение Святого Духа. Строжайше соблю¬даются традиции семи таинств. Основными ритуалами культа являются молитва, крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе. В Православной Церкви ритуал довлеет над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии наце¬ливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувст¬вами. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат кол¬лективного начала. Основной праздник православия — Пасха. Десятилетия «атеистического» развития русской советской культуры, естественно, не могли пройти для общества даром. Исчезли создававшиеся столетиями связи между православной религией и искусством, невозвратно разрушился быт, практически исчезли традиции народных религиозных праздников. Следствием утраты национальных религиозных традиций можно считать и происходившую в 90-х гг. XX в. бурную аме¬риканизацию русской культуры (культура как бы потеряла им¬мунитет), а. в какой-то мере и усиление аморальности. Про¬никновение чужеродных верований вряд ли восполнит те ста¬билизирующие начала, которые со времен Крещения Руси оп¬ределяли развитие национальной культуры. На наш взгляд, восстановление традиционных и естествен¬ных для русской культуры связей между бытовой культурой, искусством и религией — процесс, от которого во многом зави¬сит будущее нации. Но для этого необходимы длительные и напряженные усилия. стор.24 Замовити роботу
|