План ВведениеСоциально – психологический климат коллектива 1.1. Основные характеристики коллектива и социально – психологический климат 1.2. Факторы формирования социально – психологического климата 1.3. Пути регулирования социально – психологического климата в коллективе 1.4. Методы исследования социально – психологического климата 2. Анализ социально – психологического климата на МП «Тепловые сети» 2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия 2.2. Анализ социальной структуры коллектива МП «Тепловые сети» 2.3. Анализ системы управления персоналом на предприятии 2.4.Оценка использования менеджментом системы социально – психологических методов управления персоналом 2.5. Влияние СПК на экономические показатели деятельности предприятия 3. Совершенствование социально – психологического климата в коллективе 3.1. Корпоративная стратегия управления персоналом МП «Тепловые сети» 3.2. Предложения по разработке системы карьерного роста персонала предприятия МП «Тепловые сети» 3.3. Методика комплексного изучения социально-психологической структуры коллектива Заключение Библиографический список Заключение Целью данной работы было: изучение социально – психологического климата коллектива МП «Тепловые сети» города Хабаровска, и внутриорганизационных факторов формирования СПК, определение мер по его совершенствованию. В ходе исследования были получены следующие результаты: 1. В коллективе АУП формируется неустойчиво благоприятный (в трудных ситуациях – ярко выраженный неблагоприятный) социально – психологический климат. Негативные тенденции в отношениях сотрудников предприятия явились следствием проведения внутриорганизационной политики управления персоналом. Менеджмент предприятия имеет систему управления персоналом, целью которой является подготовка и развитие высококвалифицированного, ответственного специалиста способного выполнять качественно функциональные задачи. 2. Основными направлениями деятельности менеджмента являются: а) Определение четких, ясных и понятных организационных требований к сотрудникам предприятия; б) Обеспечение подбора высокопрофессиональных работников, их оценки и развития; в) Создание организационных, профессиональных и бытовых условий работникам с целью повышения производительности труда; г) Разработка и корректировка системы вознаграждения персонала на основе критериев успешного выполнения функций, соответствия высокой квалификации работника, достижения результатов труда, наличия стажа работы на предприятии (как показателя безупречного труда). 3. В целом, в условиях настоящей социально – экономической обстановки в стране, данная система обеспечивает достижение поставленных целей предприятия. Показателем может служить рентабельность предприятия как результат эффективности менеджмента. Вместе с тем изучение процессов, протекающих в коллективе работников аппарата управления МП «Тепловые сети», подтверждает теоретический постулат - "удовлетворенная потребность перестает быть таковой", имеет место тенденция увеличения показателя текучести кадров, и, как следствие этого, - ухудшения СПК в коллективе. Изучение использования менеджментом МП «Тепловые сети» элементов системы управления показало: 1. Эффективно реализуются: - подсистема подготовки персонала по специальности и смежным специальностям; повышение квалификации и профессионального мастерства; - подсистема вознаграждения персонала обеспечивающая стремление повышать производительность, активность труда. 2. Менеджмент использует, как правило, организационно-распорядительные и экономические методы управления: - имеет место четкая регламентация деятельности; - функционал и технологическая картина каждого работника; - документальные фиксирования распоряжений и приказов; - система контроля за деятельностью персонала; - учет действий и исполнение задач персоналом; - формы экономического стимулирования предполагают как материальные так и нематериальные (социальные) стимулы. 3. Основные проблемы сосредоточены в области социального планирования организации. Менеджмент не владеет системой социального стимулирования как совокупности лимитов: - исследования и оценки социальной информации; - изучение структур коллективов предприятия; - изучение работника с позиции личностно-ориентированного подхода; - неэкономического (морально – психологического) стимулирования персонала. Это способствует формированию негативного СПК в коллективе и динамике выявленных проблем: а) управление карьерой руководителя; б) использование социально-технологических методов управления персоналом. Среди основных причин можно выделить: 1. Роль отдела кадров сводится к учету персонала, он не является органом планирования и координации программ развития человеческих ресурсов. 2. Слабые знания и навыки менеджмента по вопросам социального планирования и использования социально-психологических методов управления персоналом. Таким образом, существующая система управления персоналом на МП «Тепловые сети» позволяет удовлетворить базовые потребности персонала, обеспечивает стабильность решения стоящих перед предприятием задач. Вместе с тем она не способствует развитию персонала, формированию единой команды инициативных, предприимчивых, самостоятельных работников. Реализация данной задачи возможна при условии, если менеджмент рассматривает предприятие с позиции социально-технической системы и развивает социально - психологическую составляющую. В данной работе в целях совершенствования СПК коллектива предложено сосредоточить усилия на разработке и использовании следующих направлений. 1. Разработка политики управления персоналом МП «Тепловые сети» ориентированной не на техническую, а на социальную составляющую: - готовность действовать в интересах предприятия; - признание корпоративных норм и требований; - вознаграждение за заслуги; - развитие коммуникаций; - знание персоналом целей, задач, общей стратегии предприятия; - равенство всех перед нормами; - поддержание и вознаграждение самостоятельности, инициативы. 2. Создание системы управления карьерой руководителями (работниками АУП) предприятия, которая позволит: - иметь "портрет" перспективных руководителей; - стимулировать руководителей по средствам возможности карьерного роста; - иметь резерв работников АУП; - формировать команду руководителей на основе корпоративной культуры; - сократить время "вхождения руководителя в должность"; - реализовывать корпоративную политику выдвижения собственных кадров; - система оценки и отбора "страхует" от некомпетентных работников; - при назначении используется комплексный подход в оценке: профессионализм, позиция в коллективе, собственная оценка, что позволяет получить компетентного и "социального" руководителя, оптимиста, который верит в свои силы и человеческий ресурс команды; - предлагаемые способы оценки результатов деятельности системы управления карьерой позволяет оценить ее эффективность и скорректировать работу. 3. Одна из основных проблем менеджмента - отсутствие социальной информации о неформальных структурах коллективов предприятия. Предложенная методика позволяет: - иметь программу исследования СПДК; - показатели, подлежащие анализу; - определить цели и ценности персонала, их коррекцию внутри группы и целями предприятия; - определить лидеров неформальных групп их позиции, отношения с формальными руководителями; - позиции членов коллектива в группе, их статус и ролевые функции. Полученные результаты позволяют определить ведущее звено в коллективе, его позиции, способы взаимодействия и влияния. Взаимодействие формальных и неформальных структур обеспечит эффективное развитие коллектива в целом и решения им производственных задач. 4. Без реорганизации и изменений функционала отдела кадров менеджмент сталкивается с проблемами: - обеспечения методической базы; - отсутствия профессионального консультирования по вопросам управления персоналом; - отсутствия базы данных и информации, обеспечивающих принятие решений по предприятию как социально-технической системы. Данные рекомендации объективны, реальны не требуют значительных экономических затрат, так как их внедрение зависит от реорганизации отдела кадров и разработок директора по социальным вопросам данной программы действий, ожидаемый эффект социального характера - формирование социально ориентированной корпоративной культуры, позволяющей в дальнейшем обеспечивать производственные цели: - качество работ; - своевременность; - надежность; - инициативность и рационализаторство. стор.67 Замовити роботу
|