План Введение 1 Реконструкция традиционного образа мира России и Китая до ХХ века 1.1 Основные черты традиционной картины мира России до ХХ века: мифологический, религиозный и эстетический аспекты 1.2 Характерные черты традиционного мировосприятия в художественной культуре Китая до ХХ века: религиозно-философские, мифологические и эстетические аспекты 2 Трансформация традиционной картины мира в художественной культуре России и Китая на начале ХХ века 2.1 Особенности мироощущения в культуре «Серебряного века» в России 2.2 Трансформация представлений о мире в культуре Китая в XVII-начале ХХ века 3 Россия и Китай в ХХ веке: некоторые моменты культурологического анализа 3.1 Художественной видение мира в культуре России ХХ века Советского периода 3.2 Основные черты художественного мышления в культуре Китая ХХ века Заключение Библиографический список Приложение Заключение Целью данной работы было исследование и сопоставление двух культур России и Китая – в их историко – типологическом аспекте. Прежде всего, предполагался типологический анализ картины мира, главным образом на материале художественной культуры. Кроме того, для удобства выяснения картин мира 20 века России и Китая мы рассмотрели историко - культурный особенности традиционных картин мира двух культур, служащих своеобразным основанием всего последующего развития данных народов и их духовного наследия. Данное исследование подтвердило актуальность изучения данной темы. Представленные материалы позволяют говорить о наличие тесной связи современного мировосприятия народами с их социально – культурным прошлым опытом. Восприятие картины мира в нынешнем столетии претерпело в истории двух стран значительные изменения. Однако на пороге 21 века два великих народа вынуждены возвращаться к истокам своего миропонимания и рассматривать его через призму общечеловеческого подхода. Данное исследование подтверждает мысль, что именно культура в значительной мере влияет на развитие нации и, что никакие силовые преобразования в обществе, противоречащие менталитету народа не несут его процветание. Дадим сравнительную характеристику двух культур через сопоставление их традиционных картин мира. Вначале укажем, что есть общего и родственного у этих очень разных двух народов. Прежде всего бросается внешняя схожесть традиционных картин мира Китая и России. Доминирование родовых, коллективистских ценностей над личными, индивидуалистическими, ритуализированность и обрядность как тенденция к изоляционизму и обособленно от других культур и удержанию своей в незыблемости основ. Наконец, огромная роль государства и правителя в культуре и народном мифологическом сознании. Но при всей общности внешних форм и выражений их в культуре, все же приходится говорить о глубоких, фундаментальных различиях именно в механизмах и способах реализации вышеуказанных форм. Ритуальность, смирение, подчиненность большинству – эти качества часто относят к типично восточным. Важно знать, что на Востоке, в Китае в частности они носят автоматический, почти «инстинктивный» (бессознательно-культурный) характер. Это не выбор, это фаталистическая закономерность, то есть предопределенность людей к данному типу поведения в данной культуре. «Фатализм и стоицизм – это линия поведения личности в ситуации, когда по существу (в ближний или дальней перспективе) у нее нет выбора, когда она не может осуществлять те ценности, которые должно и хотелось бы осуществлять. В нашей культуре такие нормативы как коллективность и смирение есть, безусловно, ценность, то есть именно критерий выбора и оценки» [27], результат осознанного, выстраданного выбора. Таким образом, наличием личностного выбора, личностного начала как ценности русская картина мира отличается от китайской. стор.42 Замовити роботу
|