Содержание Введение………………………………………………………………………3 1. Место топливной промышленности в народном хозяйстве России….…..4 1.1. Структура отрасли………………………………………………………....4 1.2. Особенности топливной промышленности ……………………….….….5 1.3. Основные показатели работы топливной промышленности………...….5 1.4. Развитие топливной промышленности России в 21 веке…………..……5 2. Территориальная организация топливной промышленности РФ……..…..7 3. Экономико – географическая характеристика отраслей топливной промышленности…………………………………………………………..…..10 3.1. Нефтяная промышленность…………………………………………..…..11 3.1.1. Нефтяные базы России…………………………………………….……11 3.1.2. Основные месторождения нефти и газа стран СНГ……………….….13 3.1.3. Транспортировка нефти трубопроводами……………………………..14 3.2. Газовая промышленность………………………………………………..17 3.2.1. Переработка газа и газового конденсата………………………………20 3.3. Угольная промышленность……………………….………………………21 3.4. Торфяная промышленность………………………………………….…...24 3.5. Сланцевая промышленность……………………………………………...27 4. Внешнеэкономические связи России. Экспорт топливного сырья………29 5. Итоги работы ТЭК в России за период 2003 – 2005 г. г. …………………31 6. Проблемы и перспективы развития ТЭК в России………………….…….32 Заключение…………………………………………………………….……..38 Список использованной литературы………………………………….……40 Заключение Подводя итоги, следует отметить, что топливно – энергетический комплекс Российской Федерации представляет собой сложную систему – совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно – энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению. В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные системы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная) – добывающая подсистема и электроэнергетика. Эти подсистемы тесно связаны тесно связаны с энергетическим машиностроением, электротехникой, атомными отраслями промышленности и со всеми отраслями – потребителями топлива и энергии. Известно, что нефтегазовый комплекс России обеспечивает около 50% внутреннего энергопотребления, более 40% валютной выручки от экспорта топливно – энергетических ресурсов, около 25% налоговых поступлений. Общая численность работников комплекса составляет 2, 9 млн. человек, в том числе количество промышленно – производственного персонала на конец 1999 г. составило около 2 млн. человек. В данной работе было отмечено, что ТЭК имеет большое районообразующее значение, он создает предпосылки для развития топливных производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе электроэнергетических, нефтехимических, углехимических, газопромышленных. Около крупных источников энергии формируются промышленные центры, города и поселки, линии коммуникаций, что выравнивает размещение производительных сил по территории страны. Этот комплекс является стержнем жизнеобеспечения любой страны, но для России ТЭК имеет особое значение, так как наша страна северная ( ⅔ ее территории относится к зоне Севера ) и поэтому значительная часть производимой энергии, обеспечиваемой топливной промышленностью, тратится на отопление, преодоление суровых климатических условий. Учитывая огромную протяженность России с востока на запад (почти 8 тыс. км), можно прогнозировать проблемы в организации работы транспортного хозяйства, где грузовые и пассажирские перевозки требуют огромных расходов энергии. В связи с этим затрачиваемое количество энергии на душу населения в России в 2 -3 раза больше, чем в странах Европы. В заключении, следует отметить, что топливная промышленность в России и странах Нового Зарубежья на сегодняшний день столкнулась с рядом проблем. Обладая мощным промышленным потенциалом, Россия и страны СНГ между тем отстают от экономически развитых государств по уровню технологии и информационного обеспечения. Старая модель индустриализации, основанная на вовлечении в оборот все большего количества природных, материальных и трудовых ресурсов, ныне оказалась бесперспективной. Решающее значение приобретает не количественный рост производства, а качественные аспекты: научно – технический прогресс и ресурсосбережение, охрана окружающей среды и рациональное природопользование, создание новых форм жизнеобеспече нности людей. К сожалению, мы можем видеть, что на практике пока еще проводится противоположный курс. стор.40 Замовити роботу
|