С О Д Е Р Ж А Н И Е Указатель сокращений, условных обозначений, символов............................3 Введение. ............................................................................................4 1. Применение системного перехода в управлении качеством продукции на предприятиях машиностроения. .............................................................................6 1.1 От системы бездефектного изготовления продукции на рабочем месте до комплексной системы управления качеством продукции на предприятии. ............6 1.2 Развитие системного подхода к управлению качеством продукции за рубежом. ............................................................................................................11 1.3 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта системного подхода в управлении качеством продукции. ...............................................15 2. Опыт проведения сертификации системы качества и применени международных стандартов ИСО серии 9000 в акционерном обществе ВАСО. ................17 2.1 Система сертификации систем качества и производств в Российской Федерации. ..........................................................................................17 2.2 Внутренняя проверка и подготовка системы управления качеством продукции и документации к сертификации в акционерном обществе. .............................21 2.3 Проведение сертификации системы управления качеством продукции в акционерном обществе. .............................................................................................27 3.Влияние сертификации системы управления качеством продукции на выпуск качественной продукции. ...............................................................................31 3.1 Адаптация комплексной системы управления качеством продукции , применяемой в ВАСО к требованиям международных стандартов, и её дальнейшее развитие. .........................................................................................31 3.2 Экспертная оценка влияния сертификации системы управления качеством на выпуск качественной продукции. ............................................................39 Заключение. ......................................................................................46 Список использованной литературы. ......................................................50 Приложения. ......................................................................................52 З А К Л Ю Ч Е Н И Е Одной из общемировых тенденций в обеспечении качества продукции является системный подход в управлении качеством продукции. Действительно , зародившись в нашей стране в далёкие 40-е годы , системный подход развился в комплексную систему управления качеством продукции. Яркими представителями системного подхода в УКП явились: - Саратовская система “Бездефектного изготовления продукции и сдачи её отделу технического контроля и заказчику с первого предъявления”; - Горьковская система “Качество - Надёжность - Ресурс с первых изделий”; - Ярославская система “Научная организация работ по увеличению моторесурса “; - Львовская система “Комплексная система управления качеством продукции”. КС УКП , впитав в себя лучшие достижения предыдущих систем, стала решать проблему обеспечения качества продукции комплексно . Комплексно - это значит, что обеспечением качества продукции занимался не только отдел технического контроля . В Воронежском авиационом производственном объединении КС УКП была внедрена 20 лет назад. К решению проблемы качества были подключены отделы главного конструктора , главного технолога , главного металлурга , главного метролога , главного сварщика , а также другие службы , специалисты, непосредственные исполнители работ от входного контроля до обеспечения качества продукции при гарантийном её обслуживании в период эксплуатации . Для координации работ по обеспечению качества продукции на предприятиибыло создано бюро по УКП . Кроме того , комплексная система УКП подвергалась корректирующему воздействию со стороны Опытно - конструкторского бюро - разработчика серийно производимых на предприятии изделий , а также со стороны ряда Научно - исследовательских институтов , смежных предприятий , департамента авиационной промышленности , Госстандарта , эксплуатирующих организаций и - со стороны Заказчика. За прошедшие годы накоплен большой опыт в управлении качеством продукции. Системный подход получил развитие и за рубежом . Поскольку в странах с рыночной экономикой всегда остро стояла проблема производства конкурентоспособной продукции , удовлетворяющей запросы потребителей , то по своему воздействию на обеспечение качества продукции зарубежные системы УКП превосходили комплексную систему УКП находившуюсяв тепличных условиях наличия гарантированных покупателей и компенсации убытков со стороны государства . Япония , США , стимулируя развитие конкуренции среди производителей , обеспечили им широчайшие возможности по привлечению к работам на фирмах специалистов , получивших соответствующее образование в элитных учебных заведениях и стажировавшихся в тех странах , откуда можно было привезти кроме багажа знаний ещё и багаж методов , навыков и умения в разрешении проблем , связанных с качеством . Созданная в 40-е годы , Международная организацияпо стандартизации (ИСО) , взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей , разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по УКП , устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции . Тем самым была заложена основа для приведения систем обеспечения качества в различных странах к единым требованиям международных стандартов . Реализовать эти требования можно было лишь при условии выполнения основополагающих постулатов функционирования систем обеспечения качества продукции : - цели и задачи в области повышения , обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы; - достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками; - основным критерием достижения целей в области качества продукции является удовлетворение потребностей потребителей ; - использование системного подхода при обеспечении управления качеством продукции ; - непрерывное и систематическое обучение рабочих и служащих ; - воспитание укаждого изготовителя продукции уважительного отношения к потребителю ; - постоянная , добросовестная и творческая работа всех работников по повышению , обеспечению и улучшению качества продукции . Предприятиям России в условиях рыночной экономики необходимо было так построить свою работу по обеспечению качества продукции , чтобы с наименьшими потерями можно было войти в рынок международной торговли и там занять свою нишу . Первым же шагом в этом направлении должна была стать сертификация продукции и сертификация системы по обеспечению качества продукции . С этой целью ещё в 1988 году была создана ,а в последующие годы получила дальнейшее развитие законодательная база по внедрению на предприятиях нашей страны международных стандартов серии 9000 ( ИСО ) и другой нормативно - технической документации . После того , как в ВАСО был сформирован пакет необходимой нормативно - технической и методической документации , руководством предприятия было принято решение о добровольной сертификации самолётов Ил-86 и Ил-96-300 и производства указанных изделий . Сертификация самолётов и производства проводилась с проверкой производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 и системы УКП на соответствие требованиям Авиационных правил АП-21 . Авиационные правила АП-21 , введённые в дейсствие в 1992 году Центром сертификации изделий и производства продукции народнохозяйственного назначения , соответствуют по структуре и содержанию Федеральным авиационным правилам США - - FAR - 21 . С апреля 1993 года по август 1993 года на предприятии были проведены работыпо самооценке системы УКП , по выполнению мероприятий , направленных на приведение системы УКП в соответствие с требованиями Авиационных правил и по подготовке документации к сертификации . В соответствии с матрицей самооценки производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в проверке были задействованы практически все цехи, отделы и службы предприятя , связанные с обеспечением качества изделий . Как считает автор , это позволило в довольно короткий промежуток времени ( 6 месяцев ) подготовить производство и систему УКП к сертификации . В соответствии с заявкой ВАСО от 18 августа 1993 года Авиационный Регистр назначил в качестве Уполномоченного органа по сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 Научно - исследовательский институт авиационной технологии и организации производства ( НИАТ ). Предварительная проверка и оценка системы УКП ВАСО убедила Уполномоченный орган в том , что предоставленная ему документация соответствует требованиям Авиационных правил ( АП-21 ) . Во время проведения второго этапа сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 была произведена проверка : - структурных подразделений ( цехов , отделов ); - блока обеспечения конструкторско - технологической и нормативно - технической документации ; - блока обеспечения надёжности ; - блока технической оснащённости ; - блока производства изделия; - блока обеспечения качества ; - блока материально - технического обеспечения ; - блока обеспечения испытаний и сдачи готовой продукции . По каждому направлению проверки в соответствии сданными , полученными от ответственных исполнителей , специалисты предприятия оформили таблицу соответствия . В конечном счёте , этот документ наряду с комплексным отчётом , доказательной документацией , разрешением на производство с утверждённой системой контроля ( сертификатом типа ) , представлением Уполномоченного органа послужили основанием Авиационному Регистру для принятия решения о выдаче ВАСО Сертификата на производство самолётов Ил-86 и Ил-96-300 . Организационный этап , как считает автор , сам по себе ещё не является гарантией качества изделий и гарантией выхода на международный рынок со своей продукцией . Теперь же для ВАСО важна стабильность в обеспечении качества изделий . Пока она обеспечивается наличием Военной приёмки на предприятии и частично работой группы специалистов бюро УКП . На каком уровне находится в настоящее время обеспечение качества продукции на предприятии , можно будет судить после повторной сертификациилетом 1996 года . Анализируя опыт проведения сертификации и возможности предприятия в обеспечении качества продукции , автор отмечает , что предприятие может реализовать , исходя из жизненного цикла изделия , только 60 % от возможного уровня качества . Этапы технического задания на изделие , а также эскизный и технический проекты находятся за пределами досягаемости предприятия . Кроме того , имея сотни поставщиков сырья , материалов , полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий предприятие в обеспечении качества выпускаемых изделий существенно зависит от поставщиков . Следовательно, по мнению автора , необходимо распространить проведение процедуры сертификации и на продукцию поставщиков , то есть поставить вопрос о комплексной сертификации. По мнению автора, важнейшим результатом проведения сертификации производства является то , что функционирование комплексной системы УКП осуществляется теперь под общим руководством Генерального директора ВАСО , определяющего политику в области качества продукции и обеспечивающего необходимые условия для её реализации . Автор считает необходимым отметить ,что далеко ещё не решены такие проблемы , как вовлечение в работу по повышению качества продукции всего персонаа предприятия , обучение его методам и способам управления качеством продукции , а также повышение квалификации персонала . Следует , всё же , подчеркнуть , что на предприятии , начиная от Генерального директора и кончая рядовыми исполнителями , сформировалось твёрдое убеждение в том , что без Сертификата типа и без Сертификата на производство изделий , выход не только на внешний рынок , но и на внутренний будет закрыт . Оживились контакты с зарубежными партнёрами - о чём свидетельствует достигнутая договоренность с “Пратт Уитни” о поставке одноимённых двигателей для установки на самолёты типа Ил-96Т . В качестве дальнейших путей развития и совершенствования комплексной системы УКП автор предлагает осуществить её компьютеризацию и на этой основе обеспечить постоянное слежение за процессом управления качеством продукции с целью предупреждения возможности возникновения неблагоприятных , критических или недопустимых изменений . И естественным дополнением к компьютеризованной комплексной системе УКП , считает автор, может послужить разработка и внедрение на предприятии общефирменной системы обеспечения качества продукции . Эта концепция предусматривает постоянное улучшение качества . При этом, понятие качества понимается более широко . Оно включает также и затраты на создание и производство изделия , то есть его себестоимость . Таким образом , целевой установкой общефирменной системы обеспечения качества является обеспечение пстоянной динамики улучшения качества производимой продукции и снижения её себестоимости . С целью подтверждения положительной тенденции , наметившейся на предприятии в обеспечении качества изготавливаемых изделий , автор использовал экспертный метод для оценки влияния сертификации на качество изделий . В качестве объекта исследования были избраны сведения о динамике доли критических , значительных и малозначительных дефектов , приходящихся на одно изделие , за два момента времени : - “до сертификации производства” ( за 1993 год ) ; - “после сертификации производства” ( за 1995год ) . В проведении экспертной оценки участвовали две группы представителей заказчика из 8-ми экспертов каждая . Результаты по каждой из групп были получены идентичные . Ранжирование дефектов показало , что в группе наблюдается согласованность мнений экспертов, что и было подтверждено коэффициентом конкордации , составившим , соответственно , для 1993 года 0,85 , а для 1995 года 0,89 . В результате выполненной работы по анонимному анкетированию было установлено, что доля критических дефектов за два года , прошедших с момента сертификации, уменьшилась на 1, 125 % . Эти результаты могут служить реальной основой для принятия управленческих решений , касающихся вида контроля , его объёма , периодичности и степени воздействия на контролируемое изделие ( агрегат , систему , узел , деталь ). стор.54 Замовити роботу
|