План Введение I. Основные черты социальной и культурной жизни России в середине XVIII века 1.1. Российская империя в эпоху правления Елизаветы Петровны 1.2. Характерный тип культурного деятеля эпохи 1. 3. Культурная европеизация России во времена Елизаветы Петровны 2.1. Наука и образование Петровны II. Развитие культуры в 40 – 60 – е гг. XVIII в. в годы правления Елизаветы Елизаветы Петровны 2.2. Религиозные реформы Петра I и их влияние на культурную жизнь эпохи 2.3. Литература и искусство эпохи Елизаветы Петровны 2.4. Придворная жизнь эпохи Елизаветы Петровны 2.5. Народное творчество и народные обычаи эпохи Елизаветы 3.1. Анализ школьных учебников и программ по теме «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» курсе истории III. Изучение темы «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» в школьном 3.2. Исторический источник на уроках истории 3.3. Поурочное планирование темы «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» Заключение Библиографический список Заключение Выводы по первой главе. В целом главным итогом и одновременно основным наследием времени правления Елизаветы Петровны в культурном плане является усилившийся процесс европеизации, попытка придать ему в отличие от предыдущих годов более гармоничное протекание и более органично вписать его в ткань российской жизни. Это и подмечает К. Валишевский: “От Ломоносова и Сумарокова прогресс этот бросается в глаза, сказываясь главным образом в новой роли, присвоенной чужеземным элементам, не являющимся, как прежде, лишь внешним наслоением, а начинающим проникать в глубину местной культуры и развивать в ней зачатки новой жизни. То была тяжелая и опасная эволюция, в скором времени направившая литературу на путь рабского подражания, но, тем не менее, преодолевшая все препятствия и, в конце концов, заставившая Россию усвоить и вполне самостоятельно переработать все формы и идеи, составляющие общее достояние цивилизованных народов”. Созданием Московского университета, организацией среднего образования и основанием национального театра, в особенности деятельностью Ломоносова – народ Петра Великого сделал еще один гигантский шаг вперед. Не перегнав своих соседей с Запада, даже еще и не догнав их, русский народ все же вступил на путь плодотворного умственного и нравственного общения с ними, не теряя при этом своего уникального национального лица. Выводы по второй главе. Культурная политика Елизаветы Петровны как бы в концентрированном виде выразила программу, включающую двоякого рода движение – центростремительное к России и центробежное из нее. Раскрыв двери для иностранного “нашествия”, Россия впитывала в себя все что возможно и вышла из своих границ. Торопливая ассимиляция чужого и неудержимое стремление вширь – эти две новые задачи народной жизни требовали громадного расхода сил. Это была программа просветительная, требующая и экономического , и умственного, и социального прогресса. Но несоответствие между средствами, необходимыми для ее немедленного осуществления, и теми, которые в данный момент находились под рукой, мешало держать в равновесии эти части того парадоксального целого, что представляла собой программа. Результатом была та двойственная, своеобразная физиономия, которую России пыталась придать Елизавета Петровна, одновременно европейская и азиатская, но уже с укрепляющимся культурным современным основанием. Елизавета – императрица предпросветительской России, пытающейся ликвидировать страшный перекос своего развития, и, в первую очередь, в культуре. “У Елизаветы не было знаний и умения, но по своему темпераменту, по более мягкому, нежели у отца, нраву, по своим более утонченным вкусам, она содействовала этой эволюции, наложив на права, побуждения и идеи своего народа новый отпечаток”. В эпоху Елизаветы в процессе формирования русской нации закладывались основы русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра и национальной классической музыки, осваивались идейно-образная система и язык художественной культуры Нового времени, утверждались самобытные черты национального искусства. Идея всесословной ценности человека пронизывала все стороны историко-культурного процесса. Становление русской национальной культуры было выражением интенсивного роста национального самосознания. Век Елизаветы, по моему мнению, был веком культурных и научных преобразований. Сама она, как женщина с детства обученная светским манерам, танцам, языкам и имевшая тягу ко всему прекрасному, новому, стремилась во всем поднять Россию в глазах мирового сообщества, с честью носила и оправдала имя своего великого отца Петра I в его начинаниях в преобразовании государства Российского. Выводы по третьей главе. В школьном курсе истории тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» не рассматривается. Материалы данной темы изучаются в учебниках в общем разделе «Культура России в XVIII веке». Нами было рассмотрено значение исторического источника на уроках истории и было предложено выделить изучение темы «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» в отдельный раздел. В связи с этим был разработан поурочный план этой темы. Основными целями разработанных занятий являются: Обучающие: • показать развитие образования и науки в 1741 – 1761 гг. на примерах деятельности русских ученых (М.В.Ломоносов и др.), их вклад в развитие мировой науки; показать историческую обусловленность дальнейшего развития науки и образования в России в середине XVIII века и проследить взаимосвязь между социально-экономическим развитием и духовной жизнью общества, возрастание роли научных знаний в хозяйстве; раскрыть характерные черты образования и науки во второй половине XVIII века; • раскрыть значение открытия в России первого университета. Развивающие: • продолжить развитие логического мышления, применяя приемы сравнения, обобщения, классификации, конкретизации, выделении существенного; • продолжить развитие умений устанавливать межпредметные связи; • продолжить развитие общеучебных умений. Воспитательные: • продолжить формирование научного мировоззрения через законы диалектики; • продолжить формирование личностных качеств – аккуратность, внимательность, дисциплинированность и пр.; продолжить формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, к творческой научной деятельности, к нравственным качествам выдающихся ученых и исследователей; • продолжить патриотическое воспитание. Таким образом, данная работа является попыткой комплексного изучения культурной жизни периода правления Елизаветы Петровны, рассматриваемой в контексте развития всей российской культуры в XVIII в. с ее “дерзким” новаторством и традиционалистски консервирующей преемственностью. Мы также считаем, что представленный материал можно порекомендовать педагогам как дидактическую основу уроков по истории. стор.72 Замовити роботу
|