ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕРЕМЕННОСТИ 4 1.1. Беременность как физиологический процесс. 4 1.2. Роль мотивации беременных и ее развитие. 7 1.3. Роль ситуационных факторов в развитии беременности. 11 1.4. Психологические особенности личности женщины в адаптации к беременности. 18 1.5. Выводы 29 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДРОДОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ БЕРЕМЕННЫХ 32 2.1 Медико-социальная характеристика женщин фертильного возраста в Калужской области. 32 2.2. Формы и методы оказания психологической помощи беременным в предродовой подготовке. 33 2.2.1. Влияние негативного психологического реагирования беременных на родоразрешение и ребенка. 33 2.2.2. Анализ программ предродовой подготовки 39 2.2.3 Критерии оказания психологической помощи беременным. 44 2.3. Исследование психологической защиты в программе предродовой подготовки беременных женщин г. Калуги на эмоционально-потребностную сферу и типы психологического реагирования 45 2.3.1. Формирование психологической помощи беременным 53 ПРИЛОЖЕНИЕ 58 ВЫВОДЫ Психологическое состояние беременных женщин, состоящих на учете в женской консультации. 1. Лишь 50% женщин в последнем триместре беременности посещали «Школу материнства» 2. Две женщины из этого числа занимались по специальной программе: семейного клуба «Лапушка», центра «Доверие». 3. Женщины посещают лекции выборочно. Женщины избегают посещение лекций, которые проводит психолог. 4. Неблагоприятная картина складывается у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке: 5. наличие осложнений беременности (тяжелый токсикоз I половины беременности, угроза прерывания, замершие беременности) 6. наличие тревожности, депрессивные мысли. 7. Женщины, имеющие показания к плановой операции кесарево сечение входят в группы риска по типу переживания беременности. 8. 45% женщин считает, что все знания придут со временем, а при родах надеются в основном на медицинский персонал (врача, акушерку). 9. 30% женщин имеют желание посещать курсы по дородовой подготовке по специальной программой. Большинство же женщин о существовании подобных программ не знают. 10. Эмоциональное состояние практически у всех беременных в женской консультации находится на нейтральном уровне. Для беременной важно наличие позитивных эмоций, отсутствие подавленности, страха, напряженности. Психоэмоциональный стресс у беременных в женской консультации, связанный с незамужеством, неблагоприятным акушерским анамнезом, проблемами материального плана требует обязательной консультации и работы с психологом продолжительное время. 11. Эмоциональное состояние ниже средних показателей выявилось у тех женщин, которые имеют отягощенный акушерский анамнез 12. аборты, выкидыши, угроза прерывания, токсикоз 1 половины беременности, внутриутробная инфекция. 13. Женщины с беременностью II триместра обнаруживают тенденцию гипонозогнозического типа переживания беременности. Такие женщины имеют недостаточную заинтересованность и озабоченность своим состоянием. Они скептически относятся к курсам по дородовой подготовке. 40% женщин не хочет думать ни о беременности, ни о ребенке из-за суеверий, они не делятся своими переживаниями и эмоциями с близкими людьми, не готовятся к встрече с ребенком. 14. Беременные женщины, не желающие посещать курсы по предродовой подготовке, склонны к предрассудкам, верят в приметы. Не готовятся к встрече с ребенком, стараются не думать о родах и предстоящем материнстве. Все это, несомненно, скажется на их роли в процессе родов, на трудностях адаптации после родов. Сравнение результатов исследования в группах беременных, прошедших специальную предродовую подготовку, прослушавших курс лекций в «школе материнства», не имеющих никакой подготовки. (Приложение 5) Наивысшие результаты оптимальности переживания беременности, по баллам, количеству женщин, отмечается после программы «Живана». Крайне низкие показатели тревожного типа. Наличие эйфорического, гестогнозического типов. Средние результаты по оптимальному типу показали женщины из «Школы материнства». Присутствуют показатели тревожного типа, которые выше, чем в группе из «Живаны», разброс значений по эйфорическому типу. Наличие гипогестогнозического типа. Самый низкий показатель оптимального типа у женщин без подготовки. Высокие показатели тревожного типа, как по значениям, так и по количеству женщин. Наличие депрессивного типа, что не наблюдается в первых двух группах. Средние показатели по гипогестогнозическому типу. Женщины, не проходившие предродовую подготовку, входят в группу риска. У них повышенная вероятность развития: - нервно-психических нарушений, - соматических заболеваний, - обострение хронических расстройств. Женщины, прошедшие курс лекций в «Школе материнства», имеют более благоприятную картину. Но наличие тревожного, эйфорического типов ставят под сомнение полноценность проведенной психопрофилактики. Низкие показатели мотивации достижения у 50% женщин в женской консультации подтверждают необходимость соответствующей коррекции установок личности женщин, развитие волевых процессов. Что достигается, например, посредством работы над своим телом: физические упражнения, регулировка дыхания, умение расслабляться в нужный момент. Эмоциональное состояние у женщин проходивших предродовую подготовку по программе «Живана» значительно выше, чем у женщин из первых двух групп. Анализ эффективности работы программ по предродовой подготовке. Основная задача «Школы материнства» состоит в том, чтобы проинформировать женщину в рамках санпросвет работы, это в большей степени медицинская направленность лекций. Ограниченность форм и методов работы психологической направленности не может обеспечить эффективность предродовой подготовки. Тем не менее, в женской консультации №4 создана хорошая информационная программа: литература, плакаты, лекции, видеоматериалы. Предлагаются занятия ЛФК. Высокий творческий потенциал психолога. Но проблема скорее в мотивированности женщин. Не всем понятны преимущества предродовой подготовки. Некоторые даже не слышали о таком понятии. Женщины надеются на врачей. Все в руках медиков. Т.о. женщина выступает как беспомощный, безынициативный, безучастный к своей жизни человек. Женщины, посещающие специальные курсы по предродовой подготовке, имеют высокий уровень мотивации, что гарантирует им успешное овладении информации, применение ее на практике, использование своих внутренних ресурсов, подключение собственного творческого потенциала, сознательное участие в родовом процессе и в своей жизни. I По шкале потребности в достижении: Женщины, которые получали информацию в «Школе материнства» имеют высокие показатели по шкале «Оценка потребности в достижении». Мы можем прогнозировать успешность у них родоразрешения, т.к. люди имеющие высокие требования к себе достигают наибольших успехов. Эти женщины имеют хорошие перспективы во время родов – контроль своего поведения, применение знаний на опыте. У 30% женщин, со сроком от12 до 24 недель также наблюдаются высокие показатели по шкале потребности в достижении. У них есть желание пройти курс подготовки к родам, но они не имеют возможности заниматься в силу различных обстоятельств. II Самооценка эмоциональных состояний 1. Эмоциональное состояние 40% женщин имеют показатели ниже средних значений. 33% женщин из этого числа не посещали специальных занятий по предродовой подготовке. 2. Эмоциональное состояние ниже средних показателей выявилось у тех женщин, которые имеют отягощенный акушерский анамнез - аборты, выкидыши, угроза прерывания, токсикоз 1 половины беременности, внутриутробная инфекция. 3. Эмоциональное состояние 60% женщин имеют средние показатели. стор. 79 Замовити роботу
|