СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 1.1 Интеллектуальное развитие и когнитивные процессы старшеклассника 1.2 Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте 1.3 Самоопределение учащихся старшей школы РАЗДЕЛ II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Психологическая служба в системе образования 2.2 Психодиагностика как одна из функций работы психолога 2.3 Психологическая помощь старшеклассникам по инициативе психолога. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Приложение Б Приложение В Приложение Г Приложение Д Приложение Е Приложение Ж Приложение З Приложение И Приложение К ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате исследования установлено, что формирование активной жизненной позиции в раннем юношеском возрасте находится в прямой зависимости от своевременной психологической помощи в процессе изучения личности старшеклассника. Применение коррекционных игр делает процесс формирования и развития личности у обучаемых в старших классах более интенсивным. При этом условия оптимизации требуют сочетания игровых и консультативных приемов и средств. Обнаружена прямая зависимость между психологической консультацией и: 1. ускорением процесса формирования и развития личности; 2. проявлением активности старшеклассников в области самопознания и самосовершенствования; 3. повышением уровня сформированных коммуникативных умений. На основании проведенного исследования предоставляется целесообразным: 1. внедрение в практику работы школ теоретической модели «Помощь психологической службы в процессе становления личности старшеклассника», а также представленных в приложении к исследованию разработок методического комплекса изучения личности, апробированного в ходе экспериментального исследования, коррекционных игр и упражнений. 2. создание банка накопления коррекционных игр и упражнений для учащихся всех звеньев, издания сборника игр и упражнений и методических рекомендаций по их применению Результаты исследования могут быть перенесены на другие группы обучающихся в старшей школе. Комплексное решение проблемы самоопределения в ранней юности требует приведения в гармоническое соответствие семейного воспитания, воспитания в школьных и внешкольных заведениях, а также при помощи активного использования коррекционных игр в воспитательном процессе. Центральной фигурой этой системы является психолог. Проведенное исследование в целом подтвердило правильность выдвинутой гипотезы, позволило сделать ряд общих выводов: - процесс развития личности старших школьников с помощью психологического консультирования выступает как необходимое звено в учебно-воспитательной работе школы; - формирование личности учащихся должно осуществляться систематически, начиная с начальных классов, при этом, необходима согласованность всех работников школы; - формирование личности учащихся – процесс сложный, не имеющий четких временных границ. В процессе психологической консультации осуществляется формирование и развитие других компонентов личности, проявляющихся в углублении своих знаний по саморазвитию, в умении составлять план своей жизненной позиции; - логика процесса формирования личности с помощью коррекционных игр характеризуется последовательным движением от выработки идейно-нравственных установок до формирования активной позиции в жизни; - результаты исследования показывают, что особого изучения требуют пути исследования становления личности с другими формами, методами и средствами психологической коррекции, обеспечивающие оптимизацию воспитательной работы в школе. стор.98 Замовити роботу
|