Введение I. Личностные особенности старшеклассников и их связь с адаптацией в ситуации профессионального самоопределения.(обзор литературных данных) 1.1. Содержание понятия «тревожность» и его связь с профессиональным самоопределением старшеклассника 1.2. Нарушение адаптации у старшеклассников с точки зрения выраженности тревожности в структуре личности 1.3. Характеристика старшеклассников с точки зрения формальных и относительно устойчивых особенностей личности 1.4. Характеристика старшеклассников с точки зрения возрастных особенностей II. Описание процесса исследования 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования 2.2. Общая характеристика испытуемых экспериментальной и контрольной групп. III. Анализ полученных данных: влияние тревожности на мотивацию обучения, выбор профессии и самоопределение старшеклассников 3.1. Результаты обследования старшеклассников с помощью активизирующих опросников личностно-профессионального самоопределения 3.2. Тревожность в структуре темперамента и ее связь с личностно-профессиональным самоопределением 3.3. Особенности проявления тревожности в актуальном состоянии и структуре личности старшеклассников и их влияние на личностное и профессиональное самоопределение Выводы Заключение Библиографический список Заключение С целью изучения тревожности в личностной структуре старшеклассников и ее влияния на успешность мотивации обучения, выбор профессии и личностное самоопределение было обследовано три группы испытуемых – учащиеся старших классов, обучающиеся в Сибирском муниципальном лицее с профессиональным уклоном, и контрольная группа, состоящая из 50 учеников средних школ г. Томска, занимающихся по обычной общеобразовательной программе. Приступая к работе, мы исходили из гипотезы, что личностная тревожность в определенной степени ее выраженности является фактором, затрудняющем адаптацию, способствующим возникновению множества проблем самого различного плана и тем самым значительно препятствующим успешному личностному и профессиональному самоопределению. Отсюда вытекает закономерный вывод о необходимости ранней диагностики этой личностной особенности с тем, чтобы прицельно (для снятия или смягчения тревожности) разрабатывать программы психокоррекционного вмешательства, а затем уже оказывать учащимся психологическую помощь в личностно-профессиональном самоопределении. Кроме того, знание типологических особенностей психики, их влияния на поведение во фрустрирующих ситуациях может способствовать повышению уровня само регуляции и самоконтроля личности, профилактике неадаптивных форм поведения и неадекватных способов реагирования при столкновении с жизненными проблемами. Подобные знания помогут предсказывать поведение человека в затруднительных ситуациях и, следовательно, заранее выработать позитивные, соответствующие проблеме стратегии поведения. Невозможность жить и действовать по единожды и навсегда выработанному принципу. Поэтому мы говорим о выработке «веера решений», возможных альтернатив поведения, которые определяются типологической структурой психики. Именно в ситуации проблемы, когда человек пытается осознанно решить ее тем или иным способом, проявляются определенные различия в поведении, обычно незаметные в обыденные «мирные» периоды жизни. Ситуация же личностно-профессионального самоопределения является чрезвычайно важным этапом в жизни молодых стор. 68 Замовити роботу
|