Содержание Введение……………………………………………………………………3 Глава 1 Личностная направленность выпускников начальной школы как психологическая проблема……………………….6 1.1.Проблема изучения личности в психологии………………………....6 1.2. Направленность личности и её основные формы…………………..16 1.3. Ценностные ориентации и идеалы личности……………………….22 1.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте………………...34 Выводы по теоретической части………………………………………....54 Глава 2 Эмпирическое исследование идеалов выпускников начальной школы………………………………………….55 2.1. Методы и организация исследования……………………………….55 2.2. Результаты, их анализ и интерпретация…………………………….56 2.3. Рекомендации…………………………………………………………67 Выводы по практической части………………………………………….69 Заключение………………………………………………………………..71 Литература………………………………………………………………...73 Приложения……………………………………………………………….78 Заключение Поводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее: 1. В теоретической части нашей работы мы проанализировали литературу по проблеме личностной направленности. Нами были рассмотрены понятия личности, личностной направленности, идеала, ценностных ориентиров. Существует множество подходов к изучению, как проблемы личности, так и проблемы ценностных ориентаций и идеалов человека. Есть несколько точек зрения и в отношении причин формирования идеалов. Одним из факторов формирования личностной направленности ребенка могут быть, например, как особенности воспитания в семье, особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками в учебном процессе, так и общая специфика развития на данном возрастном этапе. Говоря про младший школьный возраст, надо отметить, что для него характерна общая предрасположенность к формированию личностной направленности и различных её форм. Именно поэтому мы также рассмотрели особенности общего развития на данном возрастном этапе. 2. В практической части мы провели сравнительный анализ идеалов детей г. Пскова и г. Великого Новгорода. Мы пришли к следующим выводам: идеалы, мечты ребенка отличаются индивидуальностью, но на их формирование в большей мере влияют такие факторы, как средства массовой информации, приводящие к снижению авторитета родителей и роли семьи в этом процессе; возрастающая ориентация на межличностное общение со сверстниками. Проведя анализ, мы проверили истинность выдвинутой нами гипотезы о том, что в идеалах псковских и новгородских детей нет различий. Наша гипотеза подтвердилась, что, на наш взгляд, связано со сходством городов Псков и Новгород. Подтверждение гипотезы привело нас к мысли о том, что на формирование идеалов младших школьников особенности городской среды провинциальных областных центров оказывают одинаковое влияние. Одной из перспектив исследования данной проблемы может быть изучение влияния на становление идеалов детей особенностей городов-мегаполисов или же сельской среды. Кроме того, возможно более детальное изучение влияния специфики семейных отношений, характера воспитательных мер на то, какие ценностные ориентиры, идеалы усваивает ребенок. Необходимо исследование не только внешних факторов, но внутренних личностных предпосылок, возможно, связанных с развитием личностной направленности. Очевидно, что проблема изучения особенностей личностной направленности, мировоззрения, как детей, так и подростков, молодежи необходимы в современной динамичной экономической, социальной, политической обстановке. Мы можем заключить, что проблема личностной направленности, идеалов является очень важной и достаточно актуальной для изучения, поэтому следует продолжать и расширять теоретические и эмпирические исследования в данной области. стор.84 Замовити роботу
|