ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ 2 ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ 2 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ 2 КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РДА 2 КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА 2 ВРАЧ И ПСИХОЛОГ 2 ПЕДАГОГ И ПСИХОЛОГ 2 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 2 ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ 2 АДЕКВАТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТОСТИМУЛЯЦИИ РЕБЕНКА 2 СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. 2 ИГРОТЕРАПИЯ 2 ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ 2 ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ХОЛДИНГ-ТЕРАПИИ 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2 ЛИТЕРАТУРА 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении я хочу поговорить об отношении в нашем обществе к детям, страдающим аутизмом. Приведу пример из статьи Е.Егоровой в газете «Московский комсомолец»: «Бабушка Миши — смышленого аутиста с явными математическими способностями - пыталась пристроить внука в обычную общеобразовательную школу. Ребенок нормально развит, прилично говорит, хотя, конечно, по возможности избегает контактов с людьми. Все вступительные тесты прошел легко, а по математике даже показал лучший в классе результат. Тем не менее, когда среди документов учителя обнаружили справку из психиатрической больницы, Мише в зачислении отказали. И сколько бабушка ни доказывала, что аутизм это даже не совсем болезнь, а просто особенность психики, в школе были непреклонны: вашего внука учить не будем». Камень в учителей, конечно, бросать не стоит. Во-первых, об аутизме действительно известно немного. Если уж невропатолог или дефектолог в местной поликлинике не могут поставить диагноз, то, что можно требовать от учителя средней школы. С другой стороны, Мише, конечно, надо было и сначала поучиться в промежуточном учебном заведении. Просто чтобы привыкнуть находиться среди людей. А вот таких заведений в нашей стране как раз и можно пересчитать по пальцам. И в основном они сосредоточены в Москве ( Центр лечебной педагогики, экологический центр «Живая нить», общественная организация «Дорога в мир», школа «Ковчег») и Санкт-Петербурге ( Общественный фонд «Отцы и дети», благотворительный фонд «Наш дом»).Поэтому для многих аутичных детей вопрос об обучении в обычной школе - чисто риторический, даже если к этому есть все интеллектуальные предпосылки. Про аутистов говорят: "лицо принца". Они действительно очень красивы какой-то неуловимой, тонкой красотой. А вот в своих проявлениях аутизм очень напоминает глубокую умственную отсталость. От малейшего нажима у ребенка может начаться истерика. И потому учить их нужно деликатно, исподволь, мало-помалу. Как вы думаете, возможно всё это в наших школах? Обычную учительницу мало волнует, что у аутистов безграничная память, они сплошь и рядом проявляют недюжинные математические и музыкальны способности. Для нее главное, что аутист никак не реагирует на ее слова. Молчит - значит, не понимает. А он просто не хочет показывать свои знания, которые, будьте уверены, у него есть. Нигде, ни в одном законе не написано, что детей с нарушениями интеллекта надо изолировать: напротив, тот же закон "Об образовании” гордо декларирует родительское право выбора образовательного заведения и формы обучения для ребенка. Но в то же время, как бы, само собой разумеется, что больному ребенку не место за одной партой со здоровым: мотивируется это и гуманностью, и тем, что-де больной просто не осилит программу. А вот в Европе и Америке осиливают благодаря индивидуальному подходу, о котором так много говорится у нас; более того, "смешанное" общение очень полезно как больным, так и здоровым. У нас же даже самый подготовленный ребенок с нарушениями интеллекта практически не имеет шансов быть принятым в нормальную школу. Вот еще один пример из статьи Е.Егоровой: «Одна семья из центра "Дороги в мир" год назад собиралась перебраться в Сосновый Бор под Питером - тихий, красивый городок, идеальное место для 8-летней дочки-аутистки. Девочку свозили в местную школу, там согласились ее принять, директор даже написала письмо в гороно. А образовательные чиновники - отказали: как бы чего не вышло...» Не буду повторяться, что среди людей с аутизмом многие талантливы. Судя по американской статистике (в России она просто не ведется), 10% аутистов обладают выдающимися способностями, в то время как среди обычных людей этот показатель меньше 1%. Например, в такой суперизвестной компании, как "Майкрософт", по разным сведениям, от 5 до 15% персонала - аутисты. Но даже если аутист не обладает особыми талантами, при соответствующем воспитании и коррекционной работе, он может трудиться и в прачечной и на раздаче в столовой. Во всем мире людей с нарушениями интеллекта охотно берут на низкоквалифицированные должности: аутисты оформляют витрины в магазинах и моют посуду в ресторанах - им даже выдают водительские права. У нас такую работу выполняют люди, закончившие среднюю школу, а порой и институт. Вот денег, потраченных на их образование, действительно очень жалко. Видно, мы и впрямь богаты, если позволяем себе по пятнадцать лет учить на дворников. На Западе же существует понятие "сверхквалификация", когда человека с дипломом просто не возьмут мыть полы: от него общество ждет пользы на более высоком уровне, а место уборщицы пусть займет тот, кто просто не способен на большее. И налоги, кстати, будет платить. Такие люди нужны государству - вот в чем главная причина заботы о них, а вовсе не в абстрактном гуманизме. Аутичные дети становятся взрослыми. Кто-то закончит школу, другим это окажется не доступным. Что будет дальше? Это самый больной вопрос для родителей и специалистов, которые занимались с этими детьми. Они приложили столько усилий, чтобы открыть для ребенка мир, почувствовать радость общения, его многому научили, но он остался особым, и найти место в жизни для него очень, очень сложно. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для получения профессионального образования, и ненужно никакого "широкого профиля", здесь важно "попасть" в русло заложенных у такого человека способностей, но не среднее специальное, ни высшее образование в нашей стране, к сожалению, к этому не готово. Не хочется заканчивать данную работу на столь пессимистической ноте. Все-таки теплится надежда на то, что государство и общество повернутся лицом к детям, страдающим психическими отклонениями. Ведь несмотря ни на что, они являются членами нашего общества, и тоже имеют право быть счастливыми. стор.34 Замовити роботу
|