Содержание Введение Глава 1. Общение § 1. Сущность, специфика и функции общения § 2. Культура, как специфика человеческой деятельности § 3. Коммуникабельность как признак культуры общения человека Глава 2. Культура общения в трудовом коллективе § 1. Социально-психологический климат и деловые взаимо- отношения в коллективе § 2. Межличностные отношения малых групп Заключение Список использованной литературы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Заключение Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна и не проста. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии, коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т. д. Такая многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной формации типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном итоге именно они и являются содержанием общения. Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Далее. Общение выполняет так называемую регуляционнокоммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства мотивы поведения, усваиваются его нормы. Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и, в конечном счете, формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляет наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Каждое общество, а порой и отдельные его социальные группы, вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения. В своей дипломной работе я хотела показать, что повседневное поведение человека в труде, в котором находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы, является показателем культуры общения. Культура поведения и культура общения тесно связаны между собой и неотделимы друг от друга. В понятие « культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведение в общественных местах, взаимоотношение людей на работе и вне, культура речи, умение грамотно выражать свои мысли. Культура поведения предполагает уважительное отношение к людям, такт, деликатность, предупредительность, аккуратность в выполнении обещаний, взаимное уважение. Человек, который владеет всеми этими качествами, владеет секретом общения. Умение общаться – пожалуй, самое важное в жизни умение. Одним из главных признаков культуры общения можно считать умение быть коммуникабельным. Понятие коммуникабельность включает в себя такие определения, как склонность к общению с людьми, умение желание говорить, легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, желание помочь друг другу, соучастие и сопереживание, удовлетворенность потребности людей в широком интенсивном общении. Человека, который владеет всеми вышеперечисленными качествами, можно отнести к категории людей, владеющих искусством общения. Учитывая тот факт, что работа занимает в жизни человека важное место, производственные отношения необходимы и дороги каждому из нас. Причем некоторые из них необходимы и дороги нам не в меньшей степени, нежели отношения с близкими людьми. Поэтому культура служебных отношений включает в себя создание благоприятного психологического климата. А создание психологического климата в коллективе невозможно без создания устойчивой духовной атмосферы, без взаимного уважения членов коллектива, без высокой профессиональной подготовки, без элементарных знаний психологии человека. Наличие у членов коллектива высоких нравственных качеств так же благоприятно отражается на создании благоприятного психологического климата. Деловые отношения, основанные на знании правил поведения в обществе, знания служебного этикета, умении выслушать и понять собеседника всегда являются предпосылкой для создания благоприятного климата. Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения. Говоря о культуре общения в широком смысле слова, мне хотелось показать нормы и способы ее реализации в человеческих отношениях, в частности в коллективе, в малой группе. В этом случае она определяется степенью владения людьми навыками общения, созданными и принятыми в данной группе. Культура общения в группе зависит от правовой системы, от нравственного климата социальной группы, а так же от уровня культуры каждого индивидуума. Люди в малой группе сталкиваются повседневно, совершают акты коммуникации, пользуются определенными манерами, совершают различные поступки. Все эти действия создают предпосылки для взаимопонимания, проистекают из интересов и желаний. Одни из них создают предпосылки для создания комфортных и благоприятных производственных отношений, другие – наоборот. Это внешняя сторона взаимоотношений и расценивается прежде всего с точки зрения культуры людей и характеризуется как культура общения. Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм, способов, форм взаимоотношений людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения. В данном случае рассматривались нормы, способы и формы взаимоотношений в отделе назначения пенсий и пособий. Исследования показали, что в отделе существует определенный стиль работы, доверительные отношения среди членов коллектива, уважение и взаимопонимание, соучастие и сострадание, высокий профессионализм и ответственность за порученное дело. Основные нормы общечеловеческой морали и нравственности играют очень большую роль в культуре общения. Общечеловеческой нормой общения является признание человека высшей ценностью. Поэтому подлинное человеческое общение - форма творчества, помогающая выявить и раскрыть лучшие стороны личности. Общаясь с людьми, мы должны испытывать радость, если хотим чтобы они испытывали радость от общения с нами. Вне зависимости от статуса человека, ему хочется ощущать собственную значительность, и каждое подтверждение ее радует. Поведение человека – это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. «Поступки людей, - писал Д. Томас,- подобны указателю в книге, они указывают на самое примечательное в них». стор.96 Замовити роботу
|