Содержание Содержание 2 Введение. 3 Глава 1. Сущность, структура и функции современной семьи. 5 Глава 2. Брак и семья сегодня. 14 Глава 3. Кризис современной семьи. 26 Глава 4. Пути возрождения и укрепления семьи. 36 Заключение. 40 Библиография. 42 Заключение. Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого. Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество. Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества. Семья это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценно¬стей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в обществен¬ный прогресс. Конечно же, кризисы обществ, цивилизаций не могут не дефор¬мировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм и другие социальные расстройства показывают нам, что саморазрушение обще¬ства неизбежно касается семьи. Но у общества нет будущего вне прогресса, а прогресса нет без семьи. Семья дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел (при этом, как правило, ощущение ненужности самому себе не проходит), а семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп на¬селения и даже полноценным потребителем. Семья — оплот и возжигатель человеческой любви, так необходимой каждо¬му и всем. Прав был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: «Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытываю¬щих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих... Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого» . В этих идеях нет новизны. Еще В.Со¬ловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой инди¬видуальности через жертву эгоизма, но аргументация Фромма лучше ориенти¬рована на современного читателя. Не имеющий опыта любви в семье не в состоянии возлюбить ближнего своего. Любовь представляет собой уникальный род познания, проникновения в тайну личности. «Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства» . Прекрасно сказал об этом и С. Франк: «Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого; в качестве такового она есть благоговейное отношение к нему, радостное при¬ятие его существа вопреки всем его недостаткам, перемещение на любимое су-щество центра тяжести личного бытия любящего, сознание потребности и обя¬занности служить любимому, чего бы это ни стоило нам самим. Любовь есть счастье служения другому, осмысляющее для нас и все страдания и волнения, которые нам причиняет это служение» . Семья помогает раскрыться творческому потенциалу личности, способст¬вует ее творческой самореализации. Она не позволяет человеку забыть о ценно¬стях иного рода. И естественно, что «в целом люди, состоящие в браке, счаст¬ливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок в результате смерти одного из супругов» . Сказанного достаточно для основного вывода: непреходящая значимость семьи как завоевания общественного прогресса, ее главное предназначение за¬ключается в наделении людей полноценностью как социальной, так и психоло¬гической. Ценность семьи заключается в том, что только она способна постав¬лять обществу людей, в которых оно так остро нуждается, людей, способных на настоящую любовь, а также «достраивать» мужчин и женщин до качественно новых, гармоничных социальных субъектов. Ведь только влюбленный имеет право на звание человека. Кстати говоря, для кого «ценностно-лирическая» по форме аргументация кажется неуместной, либо неубедительной, может вос-пользоваться терминологией системных исследований. Каждый имеет право на приемлемый для него язык — лишь бы не в ущерб смыслу. В качестве общего вывода остается внести уточнение в теоретически важ¬ный вопрос о причинах несоответствия реальной современной семьи возлагае¬мым на нее социальным ожиданиям: либо это несоответствие является свиде¬тельством распада семьи как изжившей себя формы, либо показателем вины общества в том, что оно поставляет негодный исходный «материал» для семей¬ного строительства. Но ведь и сам «материал» родом из семьи. В такой поста¬новке вопрос напоминает схоластическую проблему курицы и яйца. Вырваться из порочного круга нам помогут результаты примененного ценностного рас¬смотрения семейных отношений. В принципе семья как социальный институт достигла вершины своего раз¬вития, в обозримом будущем современное состояние есть для нее предел. Этим отчасти объясняются и более медленные изменения в структуре семейных от¬ношений по сравнению с прочими социальными реалиями. Отчасти можно сослаться и на человеческую природу. Как отмечает американский исследова¬тель семьи В. Клайн: «В отличие от человеческой культуры, которая развивает¬ся и изменяется циклично, варьируя стили, особенности и пристрастия, осно¬вы нейрофизиологии человека и структура его психики остаются стабильны¬ми. С учетом этого можно понять, почему в семейных отношениях 50-х и 80-х годов так много сходного» . Но современная семья как совершенная форма всегда наполнена тем содер¬жанием, которое предоставляет ему данное общество, социальные институты которого далеки от совершенства. стор. 44 Замовити роботу
|